Общество

Домашний офис

Работа в пижаме и низкий уровень стресса

Автор: Ксения Суворова

10 апреля

На мировом рынке труда растёт число людей, работающих вне офисов. В 2017 году их доля в США выросла до 37 % от всего трудоспособного населения. Исследования показывают, что по сравнению с коллегами, работающими в офисе, удалённые сотрудники более спокойны и настроены на работу. Главный редактор технологического издания «Хайтек» Ксения Суворова работает удалённо, как и вся её редакция. Коллеги встречаются пару раз в год, а в остальное время путешествуют или работают дома. По просьбе Homo Sedens Ксения изучила, с какими сложностями сталкивается удалённый сотрудник (отсутствие мотивации, переедание, проблемы со сном и здоровьем) и как их можно избежать.

У многих технологических компаний: Auth0, Basecamp, Buffer, Zapier, Help Scout — полностью удалённые команды. Сотрудники могут встретиться раз в год на общем собрании, но работают они откуда только пожелают. На деле около 37 % американцев работают из дома, и это число растёт. В Dell, Oracle, Adobe, Salesforce и даже Министерстве сельского хозяйства США часть сотрудников работают удалённо.

Удалённые работники с хорошим окладом и свободным графиком более удовлетворены своей работой, чувствуют себя счастливее и имеют более высокий уровень благополучия, чем офисные сотрудники, считает почётный профессор Института психологии труда Университета Шеффилда в Великобритании Питер Уорр. Но у такой работы, безусловно, есть негативные моменты, в основном связанные с последствиями малоподвижности. В одной из статей на Homo Sedens мы рассказывали, как сотрудникам, сидящим восемь часов на стуле, оставаться здоровыми. Давайте теперь разберёмся, какие недостатки имеет «удалёнка» и как с этими проблемами можно бороться.

Отрыв от социума и мотивация

Удалённая работа часто проходит в одиночестве. Многие мои знакомые не ходят в магазины, а пользуются доставкой из гипермаркетов, не посещают лекции, а выбирают онлайн-сервисы обучения, не встречаются с друзьями, а общаются с ними и коллегами только через мессенджеры. В итоге человек, работающий из дома, практически не разговаривает с другими людьми хотя бы по телефону, не то что по видеосвязи. Тем, у кого есть семья, немного проще, но единственное окружение в таком случае — одни и те же люди изо дня в день, что нисколько не уменьшает чувство одиночества или социальной изоляции.

Фрик Вермейлен, доцент кафедры стратегии и предпринимательства в Лондонской школе бизнеса и автор книги Breaking Bad Habits, верит, что самая большая проблема удалённой работы — это именно отсутствие личного общения. При разговоре с кем-то через экран или по телефону вы часто упускаете возможность взаимодействия на более личном уровне. Это влияет на производительность всей компании и на отношения между сотрудниками. Ведь гаджеты только усиливают разрыв с социумом (об этом мы писали в статье «Страх упустить что-то важное»).

«Я одним из последних узнал, что основатель нашей компании перешёл на новое место работы. Объявлено об этом было на ежемесячном сборе компании, но я работаю из дома, поэтому на собрании меня не было», — рассказывает журналист Дэн Шеван. Он говорит, что в такие моменты он чувствует себя обделённым. Конечно, новости компании появляются в рабочих чатах, но зачастую о них сначала узнают офисные работники, а уже потом удалённые (если вообще узнают).

Оторванность от общества значительно увеличивает риск преждевременной смерти. Некоторые психологи считают, что одиночество может также стать причиной некоторых проблем со здоровьем: суицидального поведения, депрессии, других психических расстройств, ожирения, проблем с алкоголем и наркотиками. По словам профессора психологии Университета имени Бригама Янга Тимоти Смита, одиночество также является фактором риска развития болезни Альцгеймера, инсульта и высокого кровяного давления.

Я стараюсь периодически созваниваться с коллегами, даю им таким образом понять, что я не набор букв на другом конце монитора. Два-три раза в неделю мы с мужем проводим семейный вечер за общением и просмотром кино, всегда вместе ходим в магазин, не пользуясь доставками из гипермаркетов, хотя это и удобно. От одиночества спасают и внеклассные занятия у ребёнка: его надо забрать из садика, отвести к педагогам, пообщаться с ними с глазу на глаз и вернуть сына домой. В таком случае о сильном чувстве одиночества говорить не приходится. Но если я вижу, что у моих коллег начинается депрессия, усиливается тревога или есть иные признаки того, что им нужна помощь, то рекомендую обратиться к психотерапевту во избежание проблем.

HR-культура направлена не только на поиск конкретных специалистов, но и на рост производительности сотрудников. Однако об удалённых работниках порой забывают: их могут не приглашать на корпоративы, созвоны чаще всего происходят без видеосвязи, все живут своей жизнью, не участвуя в мероприятиях компании. Поэтому не удивительно, что у сотрудников может возникнуть ощущение ненужности и упадёт мотивация.

Я сама работала в крупной компании со штатом из трёхсот человек. На каждом корпоративе большинство составляли офисные сотрудники, которые говорили на своём языке: они давно сдружились, у них были общие интересы, события, понятные только им шутки и так далее. Мы же — небольшой коллектив удалённых работников — общались с ними с помощью мессенджеров и следили за жизнью друг друга в Инстаграме. Это помогло нам быть сплочённее, но наши интересы не всегда учитывались, это снижало мотивацию: чувствовать себя белой вороной довольно некомфортно.

Когда вы работаете в той же среде, где отдыхаете, спите или проводите своё свободное время, вам, скорее всего, будет трудно оставаться мотивированными и сосредоточенными.

«Удалённые сотрудники более уязвимы из-за различных отвлекающих факторов: детей, домашних животных, телевизора и всего, связанного с семейной жизнью», — говорит менеджер по персоналу в Koi LLC Мейсон Тревейл

Вдвойне сложно, если результаты вашей работы абстрактны, их нельзя пощупать, понять ценность и важность. Поэтому в своей команде я стараюсь всех хвалить за заслуги, чаще созваниваться, все важные вопросы выношу на всеобщее обсуждение, чтобы каждый чувствовал себя причастным к общей работе. С помощью чатов у нас появились общие шутки, интересы. Я поддерживаю флуд (общение не по делу) даже в рабочее время, обмен стикерами и даже мат — это помогает нам сближаться и узнавать друг друга. Таким образом, сотрудник не чувствует себя пятым колесом в телеге.

Постоянное сидение

То, что много сидеть — плохо, мы говорили уже неоднократно. Когда человек занят на удалённой работе, ему не нужно ходить в офис, а значит время физической нагрузки в виде банальной пробежки до ближайшей остановки общественного транспорта сокращается.

Проблема физической пассивности есть и у меня. В день я прохожу около 2 км (это мало, должно быть около 6 км), но эта цифра набирается только благодаря ребёнку: я выбираюсь из дома для того, чтобы возить его на занятия. А если бы я жила одна, то, вероятно, 100 % времени своего бодрствования могла бы проводить на стуле.

Для того чтобы не допустить последствий сидячего образа жизни (ожирения, диабета второго типа, варикоза, геморроя, сердечно-сосудистых заболеваний), попробуйте устраивать себе челленджи. Есть приложения, которые дают награду за выполнение тех или иных заданий. Можно создать доску вызовов для своих коллег, друзей, сотрудников и предложить сделать 50 отжиманий за сегодня, пройти 10 тысяч шагов, простоять минуту в планке или заняться йогой.

Организация рабочего пространства и времени

Согласно опубликованному документу Международной организации труда, 42 % удалённых сотрудников испытывают проблемы со сном (только 29 % офисных работников имеют такие проблемы), к тому же у них сильнее болит спина. Основная причина — неправильная эргономика рабочего пространства. Люди работают в постели, сидя на диванах или обычном стуле: у более 50 % людей нет офисного стула или рабочего стола.

Попробуйте создать рабочее пространство, в котором вам не придётся постоянно сидеть неподвижно. Один из вариантов — регулируемый по высоте стол. За ним можно работать сидя или стоя. Есть и другие способы.

Например, при сидении на фитболе сохраняется статичная позиции, но мышцы постоянно находятся в напряжении, что улучшает циркуляцию крови. Такие мячи также помогают сжигать калории. Правда, целый день сидеть на фитболе затруднительно, поэтому лучшим вариантом кажется периодическая смена места: какое-то время в кресле, какое-то — на фитболе.

Альтернативой мячу может стать динамическая подушка для сидения — она заставит вас постоянно напрягать различные группы мышц для того, чтобы сохранить равновесие и не свалиться со стула — или ортопедическая подушка, которая помогает снять напряжение с позвоночника и формирует правильную осанку.

Во время работы из дома движения сведены к минимуму и обычно ограничиваются прогулкой до кухни, ванной и обратно до стола или постели. Для того чтобы избавиться от этой малоподвижной рутины, попытайтесь начать работать в кафе или коворкингах (до которых нужно прогуляться), на лавочках в парке, запишитесь в бассейн или спортзал. Это наилучший способ бороться и с сидячим образом жизни, и с одиночеством, ведь вы будете в социуме, пока занимаетесь с тренером, плывёте по дорожке с новым знакомым или гуляете в парке с другими людьми.

Ещё одна проблема — организация рабочего времени. Повезёт, если от вас требуют быть на созвонах в определённое время или отвечать по почте на каждое сообщение: таким образом формируется строгий график. Но чаще всего удалёнщики сами себе хозяева, а потому рабочее время размазывается по всему дню, а иногда затрагивает и ночь. Я сама часто работаю после восьми вечера и до двух часов ночи: днём у меня есть дела, поэтому рабочие часы переносятся на поздний вечер. Знакомые психиатры делятся опытом: чаще всего бессонницей и неспособностью организовать рабочий день страдают именно удалённые сотрудники, которые могут открыть ноутбук после 15:00, а до этого спать.

Из подобной ситуации есть выход: пользоваться планировщиком времени, ставить себе задачи и назначать сроки их выполнения. В этом могут помочь многочисленные приложения to-do для составления списка дел. Можно также устанавливать будильники или вешать расписание на холодильник. В любом случае главное — стабильность и наличие плана с временными промежутками.

Переедание

Как показывают личные истории, например, из телепередачи «Экстремальное преображение: программа похудения», большинство полных людей с весом более 150 кг набирали свой вес, находясь дома и не контролируя своё питание. С течением времени проблема не решалась, а закольцовывалась: страдая ожирением, эти люди переводились на удалённую работу, при этом ограничивали нагрузки и заедали стресс вредной едой.

Есть мнение, что при удалённой работе питаться правильно и не переедать легче, ведь мы сами наполняем свой холодильник и можем приготовить что угодно на кухне. Но на самом деле особо никто не исследовал взаимосвязь удалённой работы и лишнего веса. При этом сами фрилансеры жалуются на лишний вес, не контролируют позывы к еде или постоянно сидят, лишая себя нагрузки. Близость холодильника и погружённость в работу могут не решить проблему бесконтрольных перекусов, а, наоборот, усилить её.

Во избежание переедания во время работы из дома попробуйте ставить себе каждые три часа напоминания о том, что нужно поесть. Старайтесь питаться небольшими порциями и откажитесь от доставки пиццы на дом. Попробуйте приготовить какое-нибудь блюдо из тех, что мы советовали в статье «Заедание стресса» (в материале подробные рецепты с фотографиями).

У меня небольшая квартира, и единственное свободное и спокойное место в доме — кухня. Все десять рабочих часов я провожу именно здесь, в окружении еды. Поэтому я приняла решение, что в моём доме не будет сладкой и вредной пищи. Например, на столе у меня всегда лежат фрукты, в холодильнике — мясо, творог и сыр. Если хочется перекусить, можно всегда выпить чай, закусив апельсинами, или налить себе стакан кефира.

Итоги

82 %удалённых сотрудников сообщают о более низком уровне стресса

Такие работники более спокойны, сдержанны и настроены на работу. При этом есть доказательства, связывающие результат с тем, что люди не тратят много времени на дорогу, а значит не страдают высоким кровяным давлением, тревогой, болями в спине и мышцах из-за некомфортного передвижения. Но, если вы решили работать из дома, постарайтесь создать эргономичное рабочее место, ведь работа в кровати не способствует нашей продуктивности.

Возьмите себе за правило: работать в кабинете, спать в кровати

Пусть ваше рабочее пространство будет привлекательным и удобным, при этом там не будет телевизора, детей, мужа или жены и игровой приставки под боком. Можно попробовать использовать гаджеты: умные браслеты или часы, которые без телефона помогут контролировать пульс, считать шаги, напоминать о приёмах пищи или о времени физических упражнений.

Не забывайте о важности живого общения. Попробуйте раз в неделю появляться в офисе или работать в коворкинге, чтобы не чувствовать себя одиноким. Отличный вариант — кафе или кофейня, где можно посидеть в тишине. Старайтесь чаще видеться с друзьями, а с коллегами общаться не письменно, а устно по телефону или видеосвязи.

Отдыхайте и гуляйте, ведь все, от Гёте и Бетховена до Стива Джобса, использовали прогулки для умственной стимуляции и вдохновения. Это не только усилит вашу продуктивность, но и вдохновит на рабочий лад и позволит меньше сидеть и больше двигаться.

Ещё?

Подпишитесь на обновления

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение e-mail рассылки.