Общество

Школа старения

Почему дети и люди преклонного возраста двигаются одинаково мало

Автор: Валерия Плешкова

20 марта

Одна из причин, почему сегодняшние взрослые люди большую часть жизни сидят на одном месте, — привычка с детства. В США подростки к девятнадцатилетнему возрасту в среднем двигаются столько же, сколько пожилые люди в возрасте шестидесяти лет. Учёные считают, что одна из главных причин — образовательная система, которая уделяет минимальное внимание физическому развитию, заставляя детей сидеть полдня за партой и потом ещё полдня за домашней работой. Школьники вырастают, а привычка проводить большую часть дня сидя остаётся. Автор Homo Sedens поговорила с профессором кафедры биостатистики американской школы общественного здравоохранения Джона Хопкинса Вадимом Зипунниковым о том, почему образ жизни современного школьника мало чем отличается от образа жизни офисного работника, а также поинтересовалась у Министерства просвещения, как в российских школах пытаются решить проблему малоподвижности детей.

Обычный день воспитанника академии футбольного клуба «Краснодар» напоминает день в воинской части — настолько всё регламентировано. Подъём в семь утра, спортивные тренировки сменяются школьными занятиями и тренировками в танцевальных секциях. Всё это с пятнадцатиминутными перерывами на столовую, до которой ещё надо дойти, а территория академии огромна: тринадцать натуральных полей и ещё пять искусственных, десять корпусов для проживания учеников, восстановительный центр, тренажёрный зал, а также ведётся стройка стадиона. Вечером домашняя работа и отбой, телефон выдают только тем, кто сделал все школьные задания, и лишь на час.

Ученики подобных спортивных школ не попадают в общую статистику по упадку физической активности детей, говорит профессор кафедры биостатистики американской школы общественного здравоохранения Джона Хопкинса Вадим Зипунников.

«Четыре часа тренировок в день у этих ребят, вероятно, компенсируют большинство отрицательных последствий сидячего образа жизни. Но с эпидемиологической точки зрения они не репрезентативны для своей возрастной группы»

В исследовании американских учёных Re-evaluating the effect of age on physical activity over the lifespan приняли участие двенадцать с половиной тысяч американцев из разных возрастных групп. В течение недели они носили на себе специальное устройство, которое разрешалось снимать лишь во время сна и перед походом в душ. Устройство должно было отслеживать, сколько времени участники исследования физически активны и неактивны. Учёные разделили их на пять возрастных групп: дети (от 6 до 11 лет), подростки (от 12 до 19 лет), молодые (от 20 до 30 лет), взрослые (от 31 до 59 лет) и пожилые (от 60 до 84 лет).

Среднее количество времени, которое шестилетний ребёнок проводит активно (не сидя на одном месте), может достигать пяти-шести часов. В возрасте, когда большинство детей идёт в школу (шесть-семь лет), кривая времени, проведённого в активном состоянии, начинает ползти вниз. В среднем школьники двигаются около трёх часов день. После окончания школы, с девятнадцати лет, кривая физической активности начинает постепенно возвращаться к среднему показателю — примерно шесть часов в движении в день. В университете нагрузка не меньше, но есть возможность управлять своим временем: сходить в спортзал вместо первой пары, выбрать курсы, которые начинаются позже и позволяют выспаться.

В школе дети начинают двигаться столько же, сколько и люди преклонного возраста. Именно это становится причиной того, почему взрослые значительную часть дня сидят — дома, во время работы, отдыха или же в общественном транспорте.

«Связи в мозгу уже выстроены, очень сложно коренным образом и долгосрочно поменять устоявшиеся привычки и стать физически активным, если до этого не вели активный образ жизни. Так устроена физиология: в детстве, во время обучения в школе, закладывается программа на следующие 20–30 лет, а то и на всю жизнь. Эта программа, даже несмотря на уроки физкультуры, может привести к однозначным последствиям: ожирению (а во многих странах оно уже рассматривается как хроническая болезнь), проблемам с сердцем и раку. Про такие серьёзные заболевания часто не думают, потому что они начинают проявляться не сразу, а спустя 20–30 лет сидячего образа жизни, но их причины закладываются именно в детстве и юности», — говорит Зипунников. К старости самочувствие у многих становится хуже, поэтому люди начинают уделять здоровью повышенное внимание и стараются двигаться больше.

Президентские игры

Одна из главных проблем работы образовательных учреждений — высокая учебная нагрузка, считают американские учёные. У детей из-за домашних заданий и репетиторов почти нет свободного времени, окно возможностей открывается только вечером, перед сном, когда на футбол уже не пойдёшь. Уставшие после учёбы школьники предпочитают тратить остаток времени на то, что им действительно интересно, — на общение с друзьями в интернете или игры за компьютером, говорит Зипунников.

Автор Homo Sedens обратился в Министерство просвещения с вопросом, видят ли в ведомстве проблему малоподвижности детей и есть ли в школах одобренные министерством программы, которые направлены на повышение физической активности учеников.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения Ольга Колударова ответила, что в России сейчас существуют конкурсы, фестивали и другие спортивные мероприятия, которые «направлены на поднятие физкультурно-спортивного духа и мотивацию обучающихся образовательных организаций по ведению здорового образа жизни».

«Во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы детей и молодёжи, совершенствуются условия для развития массового школьного спорта, формирования системы мотивации у обучающихся к здоровому образу жизни. Реализуются инновационные образовательные проекты „Гимнастика для всех“, „Самбо — в школу“, „Футбол в образовании“, „Интеллектуальный спорт — в школы“. Проекты комплексно решают задачи физического, гражданского, патриотического воспитания детей и молодёжи, приобщения их к здоровому и безопасному образу жизни»


Более 11 млндетей приняли участие в школьном этапе Президентских состязаний в 2017/18 учебном году

Свыше 6 млндетей приняли участие в школьном этапе Президентских спортивных игр в 2017/18 учебном году

На 21 %увеличилась двигательная активность учеников после введения трёхчасовой недельной нагрузки по физкультуреИсточник: Минпросвещения

Увеличение количества уроков физкультуры и привлечение детей кспортивным мероприятиям, безусловно, хороший шаг. Но три часа спорта в неделю при постоянном сидении на месте не отменяют последствия сидячего образа жизни. «Хорошая возможность для небольшой физической активности школьника во время занятий — это непродолжительная ходьба между уроками, например, когда классы находятся далеко друг от друга идля того, чтобы попасть на следующий урок, нужно прогуляться или пройти этажей пять. К сожалению, с точки зрения организации процесса это не всегда легко сделать», — говорит Вадим Зипунников.

Как решается проблема на Западе

Во многих западных странах изучаются проблемы физической активности детей, подростков и работников офисной среды, но реальные меры начали предпринимать только в некоторых из них.

В некоторых американских школах стали отодвигать начало первых уроков на чуть более позднее время. Всё из-за исследований, которые показали, что 71 % учеников спят менее восьми часов в день, тогда как здоровый сон должен занимать по крайней мере 8–9 часов. Из-за того, что дети меньше спят, они становятся менее активными, а недостаток сна и малоподвижность вместе сказываются на психическом состоянии. Исследование Оксфордского общества изучения сна выявило, что дети с хроническим недосыпом начинают курить в раннем возрасте и у них гораздо выше риск попасть в группу тех, кто пробует наркотики и алкоголь. Хронический недостаток сна также влияет на когнитивные и поведенческие функции, дети становятся более реактивными, нервными и чрезмерно эмоциональными. Поэтому образовательная система стала медленно меняться для того, чтобы адаптироваться к этой часто игнорируемой физиологической потребности детей. Некоторые считают, что в недостатке сна у школьников виноваты компьютер и социальные сети, но это верно лишь отчасти, утверждает Зипунников.

«С 12–14 лет временные предпочтения для сна начинают активно меняться. Некоторые подростки могут уснуть только в час или два ночи. Основная причина — это физиологические изменения, связанные с пубертатным периодом (половым созреванием), которые были выявлены не только у человека, но и у многих других млекопитающих. Поздний сон — это не отклонение, а этап развития организма. Понимать это и адаптироваться к физиологическим особенностям нужно и важно»

Уже около десяти лет Канадское общество физиологии тренировок (CSEP) совместно с группой учёных, исследующих ожирение и активный образ жизни (HALO), и в партнёрстве с другими научными организациями и медицинскими институтами выпускает специальные рекомендации по физической активности для детей и подростков от пяти до семнадцати лет. Эти документы разъясняют родителям и учебным учреждениям, как создать правильный распорядок дня. От него зависит не только здоровье костей, тонус мышц и сон, но и обмен веществ, который не происходит должным образом, если мы сидим и до и после обеда. Подросток должен высыпаться и иметь возможность не сидеть часами в классе, а быть активным в течение всего дня.

Министерство здравоохранения Австралии выпускает своё руководство по физической активности для взрослых и детей в виде брошюр и информации на сайте. Рекомендации разбиты на два блока для каждой возрастной группы: одно руководство по физической активности и одно — по минимизации вреда при сидячем образе жизни. Так, подросткам от тринадцати до семнадцати лет рекомендуется ограничить просмотр передач, чтение электронных медиа и видеоигры до двух часов в день, а также разбивать долгие периоды сидения более активными занятиями (например, ходьбой) как можно чаще. Подросткам также советуют заниматься спортом не менее часа в день; упражнения должны включать интенсивные аэробные нагрузки, а также не менее трёх силовых занятий в неделю.

Похожее руководство ежегодно обновляет Американское бюро профилактики заболеваний и укрепления здоровья в партнёрстве с Американским департаментом здравоохранения и Национальным институтом изучения рака. В преамбуле к документу сказано, что более 80 % американских подростков не достигают минимума по физической активности, необходимой для здорового развития. Рекомендации призваны решить проблему с весом у детей и подростков, улучшить кардиометаболические показатели, уменьшить риск депрессивных расстройств.

Пока такие рекомендации являются лишь призывом к действию. Если государство и медицинские учреждения начнут создавать условия и возможности для увеличения физической активности в школах, университетах и на рабочих местах, возрастёт шанс достичь высоких результатов в снижении рисков множества заболеваний. Такая мысль была высказана в одной из статей ведущего научного журнала JAMA (Journal of the American Medical Association). Как говорил шотландский эпидемиолог Джерри Моррис, установивший важность физической активности в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, физическая нагрузка — это лучшее, что может предложить общественное здравоохранение. Поэтому государство должно создавать условия для того, чтобы помочь заложить фундамент долгой и здоровой жизни в самом юном возрасте.

Ещё?

Подпишитесь на обновления

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение e-mail рассылки.