История

Усидеть на своём

Почему у разных народов различается культура сидения

Автор: Алексей Байков

Мы разобрали в разделе «Физиология», что сидение на стуле исторически не свойственно человеческому организму. Привычка отдыхать сидя может негативно сказываться на здоровье позвоночника, суставов и внутренних органов. Занять эту неудобную позу человека вынудили различные жизненные обстоятельства. Изначально приспособления для сидения были признаком власти, но по мере усложнения производства стали появляться профессии, представителям которых приходилось сутками напролёт трудиться в сидячем положении.

Практически вся мебель, которой мы пользуемся сегодня, была изобретена в Древнем Египте. В гробнице Тутанхамона археологи нашли и троны — прототипы наших домашних и офисных кресел, — и более простые стулья с высокими спинками, и узкие ложа с небольшими спинками, на которых можно было и полулежать и сидеть, как на скамейке, и даже складной стул — почти такой же, как те, что мы покупаем сегодня для кемпинга или дачи.

Большинство египетских гробниц, как известно, были разграблены, но времени не удалось стереть со стен фрески — настоящие комиксы из жизни страны, история которой закончилась 2000 лет назад. Египтяне верили, что загробный мир устроен почти так же, как наш, поэтому рисовали, кто, как и на чём сидел со всеми подробностями. Боги и фараоны, конечно же, изображались на тронах с высокими спинками, реже, в менее торжественных или бытовых сценах, их рисовали на ложах или сидящими на небольших табуретках.

Крестьян или каменотесов фрески изображают сидящими на корзинах или каменных блоках, представителей более «тонких» профессий (художников, гончаров, скульпторов) — на табуретках без спинок, некоторых — за столом. Впрочем, не меньше находят и изображений египтян, сидящих на полу.

Так изображались и боги, и фараоны, и воздающие им почести обычные люди. То есть эта поза явно носила сакральный характер. Но не только: на фресках с бытовыми сценками так сидят занятые делом работники, к примеру, чиновники или храмовые служки, взвешивающие продукты, сданные в качестве налога.

Знаменитая статуя писца Каи с Западного кладбища в Гизе (XXV—XXIV века до нашей эры) изображает довольно привычную нам позу для сидения на полу с расставленными перед собой коленями, образующими необходимый для такой работы «стол». В этой позе египетский офисный клерк проводил по многу часов, рисуя иероглифы на папирусе или царапая их на вощёной дощечке.

Другую очень любопытную позу можно найти на фреске, датированной примерно 1400 годом до нашей эры, где изображено некое празднество во дворце фараона с участием танцовщиц и флейтисток. Флейтистики сидят на полу с уложенными набок коленями и поджатыми под себя ногами, при этом пятки у них находятся на одной линии; в эту же сторону разворачивалась верхняя часть туловища. Очевидно, такая поза выгодно подчёркивала стройность осанки, но сегодня долго просидеть в ней сможет разве что тренированный спортсмен с хорошей растяжкой.

Мебель Древней Греции была частично заимствована из Египта, но обладала совершенно другим стилем. В период архаики (с 750 по 480 годы до нашей эры) получила распространение культура симпосиев — пиров, где полагалось не сидеть, а полулежать на специальных ложах — апоклинтрах.

Их ставили по периметру пиршественного зала так, чтобы гостям было удобнее общаться друг с другом, а рабам — разносить еду и напитки

Хотя замужним женщинам и детям долгое время не разрешалось присутствовать на таких пирах, многие приглашали гетер (незамужних женщин, ведущих свободный образ жизни) или своих любовников-юношей. В полулежащем положении подвыпившим гостям было гораздо удобнее и есть, и пить, и флиртовать со своими пассиями. Постепенно традиция симпосиев становилась более свободной, а римляне заимствовали её в совсем демократичной форме. У них девушки и женщины могли пировать вместе с мужчинами, а набор развлечений не был ограничен ничем, кроме фантазии.

Стулья у греков, наоборот, считались «рабочей» мебелью, не предназначенной для отдыха. На античных вазах сохранились изображения мастеров, музыкантов, занятых разными делами женщин, сидящих на стульях. Именно в Древней Греции был изобретён один из наиболее удачных типов стульев, доживших до наших дней: клисмос с расставленными в разные стороны гнутыми ножками и «анатомической», выгнутой вовнутрь спинкой. На плетёное кожаное сиденье можно было поместить отдельную подушку. Стул этот был до того хорош, что о нём вспомнили уже в XIX веке и сделали подушку постоянной деталью сиденья. Ну а потом пришёл великий австрийский мастер Михаэль Тонет и создал легенду заново. Нынешний венский стул — это прямой потомок греческого клисмоса.

Со времён античности способы сидения особенно не менялись, передаваясь в наследство по линии цивилизаций, а их происхождение, как правило, уходило корнями в далёкое прошлое. К примеру, откуда взялась поза отдыха, со скрещёнными лодыжками и широко расставленными коленями которую можно увидеть на старинных персидских миниатюрах? Тут стоит вспомнить о том, что средневековый Иран был частью большой исламской цивилизации, созданной в результате арабских завоеваний.

В шатрах кочевников-арабов никакой мебели не было и быть не могло, её заменяли шкуры, а затем — ковры и подушки. При этом сами кочевники, проводившие большую часть жизни в седле, даже спускаясь со спины лошади или верблюда, были склонны по привычке широко расставлять ноги. Вплоть до начала процесса европеизации вся мебель исламских народов оставалась очень низкой и широкой, и на ней не столько сидели, сколько полулежали. Но в основном предпочитали обходиться совсем без мебели: к примеру, турецкие миниатюры изображают султанов куда чаще сидящими на ковре, чем на троне.

По нашим представлениям, традиционная «китайско-японская» поза сидения — либо на коленях, либо со скрещёнными ногами («поза Будды»). Но на самом деле всё немного не так. Китайцы уже во времена династий Суй и Тан открыли для себя высокую мебель, а сидение на полу сохранилось разве что в монастырях, где оно использовалось при медитации. Японцы, напротив, до сих пор сидят на коленях, предпочитая циновки и низкую мебель.

Почему так вышло? Основные принципы архитектуры и планировки помещений в Китае и Японии одни и те же. И отапливались они тоже одинаково: в центре комнаты располагался открытый очаг, а если тепла от него не хватало, то по углам выставлялись дополнительные жаровни с углями. В отличие от европейского печного или каминного отопления этот способ крайне неэффективен и требует очень большого расхода топлива для полного прогрева комнаты. В Китае такая возможность была, а в бедной ресурсами Японии — нет. К тому же традиционный японский дом строился из лёгких древесных конструкций, обтянутых плотной бумагой.

Во время стихийный бедствий вроде пожара, землетрясения, цунами или нападения вражеской армии такая архитектура спасала жизнь: можно было схватить в охапку детей и самое ценное, проломить стенку головой и бежать

Вот только тепло такие строения практически не держали, поэтому, вернувшись домой, японская семья собиралась вокруг очага, сидя на коленях и укутавшись в несколько кимоно. Точно так же и спали: на тонком матрасе-татами на полу, поскольку пол ещё какое-то время хранил тепло от очага.

Традиционная японская поза сидения на коленях называется сэйдза. Садятся в неё следующим образом: голени укладываются параллельно или под углом, стопы и тыльные стороны пальцев ног разворачиваются кверху, ягодицы — на пятках. Интересно, что для иностранцев и тех, кому по разным причинам сидеть в сэйдза сложно или неудобно, выпускаются небольшие стульчики, которые подставляются под ягодицы.

До появления первых подстилок и подушек на корточках сидело практически всё человечество, а сегодня её можно увидеть, например, у племён охотников-собирателей, живущих и в наши дни той же жизнью, что и во времена палеолита. У более или менее цивилизованных народов эта поза стала ситуативной, то есть ей пользуются, когда очень хочется посидеть, а не на чем. Во время детских игр на корточках сидел, наверное, каждый, а потом все выросли и стало как-то… неудобно.

В России эта поза возродилась совершенно неожиданным способом. До сталинских репрессий арестантов к месту отбывания наказания, как правило, доставляли пешим этапом. Длительные переходы с тяжёлой котомкой за спиной и в кандалах требовали отдыха, и во время остановок конвой усаживал арестантов на корточки. Из этой позы очень трудно резко подняться для того, чтобы попытаться бежать или вырвать оружие у зазевавшегося казака. Так поза сидения «на кортах» укоренилась в уголовном мире, а от него по наследству перешла к криминальной молодёжи больших городов.

Как мы будем сидеть через пятьдесят и сто лет?

Конструкция человеческого таза и позвоночника вряд ли успеет эволюционировать за это время, а потому наша судьба — это всё более высокотехнологичные реплики той самой мебели, которая была изобретена ещё в Древнем Египте и античной Греции. Так, царский трон, проделав долгую эволюцию, превратился в офисное кресло с газовым лифтом, анатомической спинкой и системой качания. Конечно же, будут меняться и материалы, и дизайн, но основы конструкций останутся точно такими же.

Антрополог Дарья Халтурина считает, что определённый вектор может задать антивозрастная медицина — геронтология. Всё потому, что с возрастом наш организм, в частности суставы, изнашивается, поэтому появится больше мебели для пожилых, предполагает исследователь.

«В прошлом веке появилась специфическая разновидность мебели, приспособленная для людей с нарушениями подвижности. Наиболее распространенный пример — противопролежневые кровати для лежачих больных. Как мне кажется, эта тенденция распространится и на обычную мебель: появятся офисные кресла с массажными сидениями, стулья и табуретки, у которых сидения будут постоянно менять своё положение под пятой точкой, стимулируя работу вестибулярного аппарата. А то и вообще будем сидеть на чем-то вроде гигантских мягких шаров для пилатеса», — рассказала Homo Sedens Халтурина.

Поскольку дизайн — штука интернациональная, и идеи, возникшие в одном уголке мира, мгновенно подхватывают в другом, новые способы сидения, изобретаемые в постиндустриальном мире, активно вытесняют все остальные. Об этом мы ещё напишем подробный материал в рамках исследования Homo Sedens.

Ещё?