Психология

Все дома

Как компании помогают сотрудникам стать активнее, счастливее и эффективнее

Автор: Ксения Мельникова

27 февраля

Около 70 % руководителей компаний отмечают, что регулярно сталкиваются с профессиональным выгоранием у сотрудников, поэтому многие из них пытаются сделать офисы более комфортными для работы и отдыха. Ведущие международные и российские архитектурные агентства и поставщики мебели рассказали Homo Sedens, как создать офисы, стимулирующие сотрудников больше двигаться, и почему они помогут работникам раскрыть свой потенциал и не стать жертвой выгорания.

Елена Белошапкова Основательница Fresh. Ideas for Offices* «Если сотрудник вынужден постоянно сидеть в однообразной обстановке, испытывая при этом боли в спине или тяжесть в ногах, он никогда не будет работать продуктивно и с удовольствием»
Даниэль Муньоc Управляющий директор испанского архитектурного агентства AGI Architects* «Очень важно создавать в офисах баланс между сидячей работой и активным образом жизни. Так можно не только увеличить продуктивность сотрудников, но и предотвратить развитие у них таких недугов, как депрессия, ожирение, болезни сердца и диабет»

Природа в офисе

Когда исполнительного директора архитектурного бюро Zaha Hadid* Architects Кристоса Пассаса просят привести примеры лучших офисных решений, которые он встречал в своей практике, он вспоминает про технопарк «Сбербанка» в «Сколково». Этот проект победил в международном конкурсе по выбору концепции здания ещё в 2016 году. Окончание его строительства намечено на 2020 год.


Фотография: проект технопарка «Сбербанка». Источник: предоставлено Кристосом Пассасом

«В технопарке „Сбербанка“ мы постарались создать своего рода экологию пространства: сконструировали атриумы, соорудили зимние сады, с помощью стеклянных фасадов сделали возможным проникновение внутрь большого количества солнечного света. Всё это создаёт баланс между внутренними помещениями и наружной средой, которая становится их частью».

Внутри офиса технопарка мало стен, приоритет архитекторы отдали открытым просторным зонам, где сотрудники могут работать в командах и постоянно перемещаться. А для тех, кому нужно изолироваться, создали не комнаты, а специальные ниши с акустическими барьерами — «коконами», как называет их Пассас.

«Таким образом, сотрудники могут выбирать предпочтительные им пространства и способы взаимодействия, чувствовать себя счастливыми и более ценными для компании, и, соответственно, работать эффективнее над поставленными задачами»

Концепцию объединения разных пространств — внутреннего и внешнего, общего и индивидуального — считают важной и специалисты бюро AGI Architects. Архитекторы реализовали её в офисе телевизионной компании Prointel в Испании для того, чтобы сотрудники меньше сидели на месте и работали эффективнее.


Фотография: офис компании Prointel. Источник: AGI Architects

Главная цель архитекторов заключалась в увеличении естественного освещения. Исследования показывают: чем больше в офисе природы, тем меньше сотрудники жалуются на здоровье и стресс. Архитекторы задействовали пространство между двумя частями офиса: open space со сгруппированными столами для совместной работы в команде и закрытыми помещениями, где делается постпродакшн. Из него предприниматели сделали «внутренний дворик» со стеклянной крышей и стенами, где разместили живые растения и столик со стульями для работы и отдыха. Напольное покрытие, использованное в этой зоне, продолжили укладывать и в самом офисе. В результате внешнее пространство плавно перетекает во внутреннее.

Фотография: «внутренний дворик» в офисе Prointel. Источник: AGI Architects

Благодаря решениям, позволяющим сотрудникам больше передвигаться, а не сидеть на месте, атмосфера в офисе улучшились, утверждает Муньос: в open space команды стали быстрее придумывать идеи, а благодаря задействованию внутреннего дворика — больше передвигаться и менять место работы в зависимости от настроения.

И работать, и отдыхать

Кристос Пассас Исполнительный директор Zaha Hadid Architects «Важно давать сотрудникам больше свободы, а не заниматься запретительством»

Офис должен с одинаковым комфортом и эффективностью располагать одновременно и к индивидуальной, и к коллективной работе над проектом или идеей, c одной стороны, и к отдыху и общению — с другой. В этом убеждён основатель и руководитель архитектурной студии IND Architects* Амир Идиатулин.

Всё это отвечает модному сегодня формату agile. Такой «гибкий» офис для «Альфа-лаборатории» (подразделение «Альфа-банка») бюро IND Architects спроектировало в 2013 году одним из первых в России. Со временем «гибких» проектов стало больше: в России это офисы и «Сбербанка», и «Сибура», и «Яндекса», и ряда других компаний.

Фотография: agile-офис подразделения «Альфа-банка». Источник: пресс-служба IND Architects

Фотография: agile-офис «Яндекса». Источник: пресс-служба IND Architects

В московском офисе компании «Сибур» IND Architects сделали ставку на вариативность: создали open space для сотрудников, занимающихся управлением холдингом, переговорные зоны для трансфункциональных команд, акустические кабины и кресла с высокой спинкой для работы в тишине или неформального общения. «Всё это отвечает принципам agile: пространство соединяет в себе и возможность работы в группах для быстрой генерации идей, и возможность уединиться для обдумывания деталей, и возможность передохнуть, — объясняет Идиатулин. — Сотрудники такого офиса могут разрабатывать свои проекты, не утопая в рутине, скуке и однообразии».

Фотография: офис компании «Сибур». Источник: пресс-служба IND Architects

В одном из офисов, который Fresh. Ideas for Offices обставила мебелью, решили использовать принцип agile по-другому: пространства для индивидуальной работы или общения не стали отделять от общих офисных зон. Например, переговорный стол стоит прямо в open space и не отделён от сотрудников никакими перегородками.

«Это позволяет создать впечатление открытости и единения в коллективе, — уверяет основательница Fresh Ideas for Offices Елена Белошапкова. — Благодаря этому сотрудники чувствуют свою ответственность и выстраивают общение в офисе так, чтобы при проведении встреч в открытой переговорной зоне коллегам, партнёрам, гостям было комфортно, ничто не мешало вести беседу».

Игры, сон, душ

Гибкие офисы с пространствами для совместной и индивидуальной работы, «антистрессовыми» зонами для отдыха, игр, общения и обучения позволяют сотрудникам чувствовать себя более свободно, особенно если речь идёт о творческой работе, считает Идиатулин.

Например, планшет и ноутбук при желании можно взять с собой и расположиться в лаунж-зоне или библиотеке: гениальная идея может прийти в любой момент. Располагает к продуктивной работе, по мнению архитектора, и упомянутое выше панорамное остекление: творческих личностей и работников умственного труда оно делает счастливее

Если особенности рабочего процесса предполагают авралы, стоит постараться приблизить условия комфорта к домашним: лаунж-зону оснастить хотя бы одним спальным местом и в идеале обустроить душ.

«Дальновидный работодатель заботится о сотрудниках, создаёт им благоприятные условия: помимо привычных уже кофе-пойнтов, акустических кабин и лаунжей, в офисах появляются душевые и даже прачечные самообслуживания, — рассказывает Идиатулин. — Например, проектируя интерьеры подразделения «Альфа-банка», мы именно так и поступили, душем теперь пользуются те, кому нужно задержаться в офисе до утра, чтобы успеть сдать „горящий“ проект».

Свободная рассадка

Считается, что чем больше миллениалов — людей, родившихся между 1981-м и 2000-м годами, — работает, тем популярнее становятся неформальные офисы. К примеру, именно представители этого поколения больше других возрастных категорий ценят возможность приводить на работу домашних животных.

«Новые поколения более креативны и мобильны по сравнению с поколением родителей, — согласен Идиатулин. — Эти нюансы важно учитывать в оформлении офисных пространств. Ставку стоит делать на гибкость и универсальность»

Одним из шагов, нацеленных на привлечение миллениалов, стало распространение формата свободной рассадки freedesk (некоторые называют систему smart working). Если раньше такой формат подразумевал, что сотрудник с ноутбуком просто может сесть на любое свободное место с учётом своих планов на день, то сейчас freedesk совершенствуют с помощью умных решений. Одно из них представила немецкая компания Sedus. Её приложение для смартфонов se:connects помогает увидеть свободные переговорки и рабочие места в офисе и занять их.

Работает это так: каждый стол оборудуется беспроводной док-станцией (внешне это выглядит как маленький кружок, который одновременно служит и беспроводной зарядкой). Когда сотрудник помещает свой смартфон с установленным приложением se:connects на док-станцию, он автоматически подключается к рабочему месту. После этого сотрудник может свободно отойти за кофе — его место останется закреплённым за ним. В случае если он перейдёт на новое рабочее место, система автоматически открепит его от предыдущего. Кроме того, через приложение каждый сотрудник видит на смартфоне план офиса, свободные и занятые рабочие зоны и местонахождение коллег.

«Система freedesk стимулирует перемещение сотрудников по офису и усиливает их коллаборацию с коллегами, — считает Белошапкова. — Участники проектной команды могут выбирать рабочие места ближе к тем коллегам, с которыми они работают вместе над конкретным проектом. Это облегчает коммуникацию и сокращает время на решение совместных задач».

При этом внедрение системы freedesk вовсе не подразумевает наличие больших офисных площадей. Более того, этот формат помогает их экономить.

«Ни в одной организации не бывает такого, чтобы сотрудники одновременно сидели за своими столами или чтобы им всем в одночасье понадобился бокс для индивидуальной работы или площадка для брейн-сторминга, — объясняет Идиатулин. — Аналитики давно посчитали, что в любом офисе порядка 20 % стационарных рабочих мест всегда пустуют: сотрудники находятся в отпуске, на больничном, в командировке или на встрече в городе. За счёт ликвидации таких мест появляется возможность создавать общие зоны с рекреацией». Такие зоны для отдыха и «перезагрузки» важно иметь и в крупных, и в небольших компаниях.

Исполнительный директор Zaha Hadid Architects Кристос Пассас говорит, что все новшества, описанные в статье, создаются не для пустого времяпрепровождения сотрудников, «это вклад в их эффективность и мотивацию, а значит, и во весь бизнес»

Поэтому в любой компании, независимо от её размера, важно создавать пространства для обучения и получения полезной информации, зоны с напитками и лаундж-зоны. В крупных офисах можно сделать закусочные, тренажёрные залы и даже музыкальные комнаты. Всё это позволяет сотрудникам меньше сидеть на одном месте в офисе, чувствовать себя счастливее и работать эффективнее.

Ещё?

Подпишитесь на обновления

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение e-mail рассылки.