История

Модные неудобства

Самые необычные предметы для сидения с древних времён до наших дней

Автор: Мария Шуляк

Стулья с гнутыми спинками, мраморные кресла, троны с жёсткими подлокотниками и сундуком в качестве сиденья, бочки из-под вина — на чём только не сидели люди в разные исторические эпохи. Неудобная мебель преследует нас до сих пор. Если раньше такими предметами пользовались из-за безысходности, теперь неудобные и странные сиденья — эксклюзив от дизайнеров. Рассказываем о необычных вещах, на которых сидели в разные периоды истории.

Клисмос

Согласно Гомеру, в Древней Греции на клисмосе сидели исключительно богини. Правда, стул с гнутой спинкой привлекал внимание и смертных. На барельефах видно, что клисмос был любимой мебелью всей женской половины Древней Греции. Его конструкция была непростой, зато красивой. Спинка стула выполнялась в виде слегка изогнутой планки. Она прикреплялась к продолжению задних ножек, в то время как их концы изгибались внутрь. Часто между передними ножками кресла располагалась подставка для ног, которая иногда шла дополнением к стулу.

Увы, несмотря на красоту, у стула были недостатки. Изогнутая спинка — главная особенность клисмоса. Когда человек садился на него, спина по инерции сутулилась. Спустя века конструкцию усовершенствовали: в Новое время к стулу добавили подушку, так что сидеть стало комфортнее. Затем клисмос получил второе рождение в виде венского стула, который придумал Михаэль Тонет. Тут уже поменялась и спинка стула, которая стала более прямой.

Курульный табурет, курульное кресло

У древних римлян стулья стали некими социальными знаками. Разные кресла предназначались для разных чиновников. Курульный табурет стал атрибутом курульных магистратов, или курульных эдилов (от лат. curulus magistratus). Это одна из низших должностей в Древнем Риме. Чиновники такого ранга обладали судебными полномочиями и использовали стул, название которого стало созвучно с их должностью.

Первоначально курульный стул делали из слоновой кости, затем из мрамора и бронзы. Конструкция напоминала древнеегипетский складной табурет: ножки иксообразной формы, посередине прямоугольное сиденье. Каждый курульный магистрат имел при себе раба, который таскал повсюду за ним этот стул и по первому требованию раскладывал перед господином.

Солиум

Солиум — изящный мраморный трон для богатых римлян. Как правило, аристократы сидели на таком кресле дома, иногда в купальнях или в храме. Внешне оно напоминало мраморное сиденье, устроенное по типу императорского трона. Часто по периметру кресла были высечены рельефы в виде звериных лап. Для особого комфорта солиум дополнялся скамейкой для ног, которая называлась скабеллум. Красота — не значит комфорт. Главный недостаток этого кресла — материал, из которого его изготавливали: на холодном мраморе долго не посидишь.

Бочка

В начале Средних веков массовая мебель не знала спинок и подлокотников. Простой народ использовал табуреты, скамьи и бочки. Последний предмет особенно привлекал городских жителей. На него могли присесть в тавернах и кабаках, на рынках и пристанях: везде, где можно было найти пустые бочки из-под вина или пива. Человек забирался на бочку и сидел с полукруглой спиной, вечно сползая вниз, часто свешивая ноги.

Cassa-panca // The Metropolitan Museum of Art

Касса-панка

Это сиденье представляло собой странную конструкцию: украшенный резьбой ящик с высокой спинкой и подлокотниками — нечто среднее между креслом и сундуком. В нём хранились деньги и другие ценности. Касса-панка — сиденье купцов и менял. Обе эти категории людей были тесно связаны сденьгами. Купцы продавали товары и складывали в кассапанку свою прибыль. Менялы занимались обменом монет, проверяли их подлинность идержали в сундуке запасы денег из разных государств.

Виндзоры

О виндзорах известно с середины XVIII века, их появление связывают с красивой легендой: однажды король Георг II охотился в окрестностях Виндзорского замка, но устал и решил остановиться в местном трактире. Там он присел на деревянный стул невиданной ранее формы. Кресло настолько приглянулось Георгу, что он приказал скопировать его конструкцию и сделать небольшую партию для личного пользования.

Насколько правдива эта история, остаётся лишь догадываться. Одно точно наверняка — массово виндзорский стул стал изготавливаться в XVIII веке.

Трон Дагоберта

Этот позолоченный трон, украшенный ажурной вязью, принадлежал Дагоберту I, королю франков в 629—639-м годах. Верхняя часть трона состояла из подлокотников и спинки, нижняя — из четырёх ножек в форме грифонов. Изначально они складывались, так что стул можно было переносить с места на место. Позднее ножки заблокировали склёпками.

У трона Дагоберта богатая история. После смерти короля он находился в аббатстве Сен-Дени. Затем, во время Французской революции, его конфисковали и перевезли в Национальную библиотеку. С 1804 года стул эксплуатировал Наполеон, а после его изгнания трон снова оказался в Национальной библиотеке. Сейчас у кресла отсутствует сиденье, поэтому неясно, как оно полноценно выглядело при Дагоберте I.

Valentina Glez. Wohlers // The Prickly Pair Chairs

Колючий стул Волерас

Стулья-кактусы придумала в 2009 году мексиканский дизайнер Валентина Гонзалес Волерас. Она так и назвала их — «Колючая парочка». За основу Волерас использовала классический французский овальный стул, который был популярен при Людовике XIV. Правда, добавила к классической форме ярко-зелёный цвет и колючки кактуса, торчащие из обивки стула. По задумке дизайнера это не просто мебель. Пара стульев символизирует соединение двух культур, европейской и мексиканской. Символ европейской — французская форма, а мексиканской — зелёный кактус. Дизайнер разделила стулья по гендерному признаку: у джентльмена есть подлокотники, у леди они отсутствуют.

Конечно, на таком стуле комфортно не посидишь. Впрочем, Волерас и не планировала отдавать своё детище для продажи обывателям. «Колючая парочка» — арт-объект, который колесит по выставкам. Например, в 2014 году стул выставляли на Нью-Йоркской недели дизайна, а в 2015-м — на международной выставке мебели в Милане.

Alle Fotografien // Guy Perrenoud

Стул-мозаика, или «Костлявый стул»

Стул-мозаику придумала швейцарская компания JDF Raum und Kunst. Состоит он из рамы и маленьких подушечек, которые вставляются в пустые промежутки. По задумке дизайнеров рама может быть акриловой, деревянной или металлической. То же самое и с подушечками: их цвет варьируется в зависимости от пожеланий клиента.

«Костлявый стул» — изобретение хоть и интересное, но не подходящее для быта. Это скорее стул-игра. Требуется время, чтобы подобрать каждую подушку под нужную ячейку. Представьте: вам нужно присесть, чтобы завязать ботинки, но это невозможно, потому что ваш стул ещё не собран.

Valentina Glez. Wohlers // The Ghost of a Chair

Стул-призрак

Это ещё одно изобретение мексиканского дизайнера Валентины Гонзалес Волерас. Серия таких стульев из 13 штук появилась в 2009 году и была представлена во время дизайнерской недели в Лондоне в 2010 году. Они изготовлены из акриловых листов, толщина каждого — 4 мм.

И снова Волерас обратилась к европейским традициям, ведь по форме стулья напоминают кресла времён Людовика XVI. Сам Стул-призрак символизирует бестелесный дух, застывший во времени. Подобно «Колючей парочке» это тоже арт-объект. Впрочем, присесть на него вполне реально, что и сделала как-то раз сама Волерас.

Sori Yanagi // Butterfly Stool

Табурет Butterfly

Стул-табурет Butterfly придумал японец Сори Янаги в 1954 году. Табурет отметили золотой медалью на Миланской триеннале в 1957 году, а Нью-Йоркский музей взял этот экспонат в свою коллекцию.

Чем же так примечателен табурет Янаги? Прежде всего, своей необычной формой. Две изогнутые части соединены между собой латунным стержнем. Напоминает не то крылья бабочки, не то японский иероглиф, не то ворота тории (ритуальные врата, которые устанавливались перед японским святилищем). Для своего стула автор использовал технику гнутой фанеры — такая же популярна у современных художников Якобсана и Имза.

К сожалению, простые люди не оценили изобретение японца. В обыденности табурет Янаги стали использовать как журнальный столик.


За всю историю человечества стулья много раз меняли форму: к одним моделям добавлялась спинка, к другим подлокотники, изменялась мягкость сиденья, а ножки стула приобретали устойчивость. Мы привыкли садиться, чтобы отдохнуть. Но на самом деле сидение даже на самом удобном и эргономичном стуле не прибавляет нам здоровья. Важно постоянно менять положение тела: вставать каждые полчаса-час выпить воды или поговорить с кем-нибудь по телефону, прогуливаясь по холлу офиса или коридору дома. А потом снова ненадолго садиться в уютное кресло.

В следующем материале рубрики «История» Homo Sedens расскажет, как индустриальные революции усадили человека за столы.

Ещё?