Технологии

Свобода на двух колесах

Ездим по старому городу новыми способами

6 октября

Впервые эту странную конструкцию я увидела несколько лет назад в Турции. Два строго одетых молодых человека ловко лавировали на двухколесной платформе с рулем среди людей, гуляющих по набережной. Издалека они напоминали офисных клерков, но, когда подъехали поближе, стало ясно — местная полиция. «Ничего себе, дошел прогресс — копы на цирковых тележках!» — восхитилась я. Погуглила — тележки оказались сигвеями. Тогда этот вид альтернативного городского транспорта только входил в моду.

Навстречу приключениям

Идею я оценила, но с чувством равновесия у меня всегда были проблемы, поэтому вместо сегвея был куплен самокат. Сначала — обычный, через несколько лет — электрический. На нем с тех пор и езжу, в том числе на деловые встречи. Отношение к таким, как я, за прошедшие годы заметно изменилось. Если раньше взрослая барышня на самокате вызывала недоумение, особенно при визитах в солидные бизнес-центры, то сегодня это никого не удивляет: девушек на самокатах, велосипедах, скейтах, моноколесах и гироскутерах сейчас не меньше, чем обычных пешеходов.

Накрывшая нас в прошлом году пандемия резко увеличила популярность такого вида транспорта. Ограничения, дефицит новых впечатлений и дальних поездок вызвали у многих активных людей дофаминовую «ломку». Многие из них увидели выход в приобретении затейливого «железного коня»: мол, если уж нас не пускают путешествовать в дальние страны, превратим в квест хотя бы дорогу до метро и поход в ближайший магазин. Добавила жару и расцветшая интернет-торговля: заказов на доставку год назад было так много, что курьеры попросту не успевали их разносить и стали обзаводиться двухколесными помощниками. Некоторое время назад мне привез заказ молодой человек на гироскутере — уменьшенном варианте сегвея. Я осторожно поинтересовалась, не боится ли он упасть и, например, раздавить мою еду.

«Мне всегда хотелось гироскутер — но поначалу опасался, что не смогу его освоить. Недавно посмотрел фильм, где на этом гаджете лихо гонял старенький дедушка. Тут уж обида взыграла — пенсионер может, а я нет? Купил гироскутер, и оказалось, что ездить на нем гораздо проще, чем кажется. Поначалу катался в свободное время, а когда освоился — начал развозить заказы. Теперь за то же время успеваю развести гораздо больше заказов, благодаря чему стал больше зарабатывать», — рассказал курьер DeliveryClub Ярослав.

Некоторые компании посадили своих курьеров на служебные велосипеды и самокаты.

«Ходить пешком я не люблю, а вот ездить на велосипеде — с удовольствием. И работа, и тренировка. Раньше разносил заказы пешком, потом устроился в компанию, где курьерам выдают казенные велосипеды. Конечно, у них есть большой минус — приходится парковать у подъезда, это лишнее время. Сейчас подумываю, чтобы перейти на двухколесный транспорт», — признается Андрей Делягин, курьер службы доставки «Самокат».

Город для самокатчиков

Спрос рождает предложение, поэтому сегодня появилось множество компаний, у которых курьеры могут арендовать транспорт. Прокат обычного велосипеда стоит от 2 тысяч рублей в месяц, аренда электровелосипедов и электросамокатов начинается от 5 тысяч в месяц.

Разумеется, воспользоваться этим сервисом могут не только курьеры. Помимо долгосрочной аренды, в крупных городах и туристических центрах вовсю развивается байкшеринг и кикшеринг — аренда электротранспортных средств для разовых поездок, с почасовой оплатой. Благодаря одному из таких сервисов я объехала всю Ялту на арендованном электросамокате — все удовольствие обошлось мне в 300 рублей за час.

Система практически та же, что и в каршеринге, но права не нужны. Для аренды самоката или велосипеда нужно скачать мобильное приложение, зарегистрироваться, прикрепить банковскую карту для оплаты поездки, найти на карте ближайшую точку, где стоят прокатные самокаты и велосипеды, дойти до нее и взять приглянувшийся транспорт в аренду. Что особенно приятно — на один зарегистрированный аккаунт в большинстве сервисов можно взять до четырех средств передвижения. Это особенно удобно для семей с детьми.

В крупных шерингах парковки рассредоточены по всему городу. На карте в приложении можно найти ближайшую, посмотреть, сколько самокатов или велосипедов на ней можно взять в данный момент, а если вы планируете кататься на электротранспорте — то и увидеть, какой заряд у каждого из находящихся на данной парковке аппаратов.

В Москве самым распространенным байкшерингом стал «Велобайк» — официальный проект, созданный при поддержке столичного правительства. Он предлагает и обычные, и электровелосипеды. Главный плюс — гуманный ценник и парковки на каждом углу, даже на окраинах. Главный минус — заплатив 150 рублей за сутки, можно совершить бесчисленное количество поездок, но каждая из них не должна превышать 30 минут. По истечении этого времени надо припарковать велосипед и снова взять его. Не успел — с карты спишут дополнительную плату. Еще одно неудобство — с одного аккаунта можно взять только один агрегат.

На других велошерингах Москвы, таких как Velorenta, «Крути педали», VeloSite, цены выше, парковок и велосипедов меньше, зато условия аренды более гибкие и удобные.

Самокаты в столице выдает SamocatSharing: обычные — по 2 рубля за минуту, электрические — от 2 до 5 рублей. Парковок достаточно много, пользоваться ими удобно. Электросамокаты также можно взять на Urent (9 рублей — минута), Whoosh (от 6 рублей — минута), «Карусель» (7 рублей — минута) и прочих сервисах. Некоторые из них работают и в других городах.
от 2 до 9рублей в минуту — средння стоимость электросамоката в Москве

Каждый прокатный сервис сам определяет зону, где можно покататься на взятых в шеринг велосипедах и самокатах. После поездки оставлять транспорт можно только в разрешенных местах, указанных на карте приложения. Тут есть два варианта. Одни компании требуют, чтобы аппараты оставляли на специальных парковках. Другие позволяют оставлять их в пределах разрешенной для катания зоны, приковав специальным замком к любому неподвижному объекту (например, к забору).

Не только самокаты

Если с самокатами, велосипедами, а также роликами и скейтбордами все более или менее ясно, то в обилии иных альтернативных видов городского транспорта можно и запутаться. Коротко перечислим самые распространенные средства передвижения, колесящие по улицам наших городов.

ЛОНГБОРД Особая разновидность скейта, более длинная, более высокая и менее маневренная. Трюки на нем не покрутишь, зато устойчивость гораздо выше и ход плавнее. Благодаря лучшей сбалансированности освоить его гораздо легче, чем юркий, неустойчивый скейт. А за счет больших колес эта «доска» развивает достаточно приличную скорость — если ехать под уклон, можно разогнаться до 50 километров в час и более. При этом некоторые лонгборды такие огромные, что на них ставят парус для движения с помощью силы ветра.

РОЛЛЕРСЁРФ Еще один родственник скейта — две платформы, соединенные торсионной пружиной. Благодаря специальной подвеске колес эта роликовая доска отлично маневрирует. Толкаться ногой для движения не придется — скорость набирается за счет собственной массы. Большую скорость развить не удастся, к тому же роллерсерф хорошо поворачивает. Независимое исследование, проведенное Университетом Салфорда, показало, что этот аппарат считается одним из самых безопасных вариантов для передвижения по городу. Разумеется, это утверждение справедливо для уже обученных серферов. Несмотря на кажущуюся неустойчивость, научиться ездить на нем достаточно просто – настолько, что исследователи даже рекомендовали роллерсерф для уроков физкультуры в средней и старшей школе. Этот аппарат «может быть полезной альтернативой увеличению уровня физической активности и расхода энергии, особенно для подростков, которые не хотят участвовать в обычных уроках физкультуры», говорится в исследовании.

ЭЛЕКТРОСКЕЙТ Да, такие тоже есть! Доска с электромотором управляется с помощью пульта. Скорость у некоторых моделей превышает 40 километров в час, а на одной зарядке можно проехать до 50 километров. Аппарат устойчив, хорошо сбалансирован — научиться кататься на нем можно за день.

СИГВЕЙ Этот аппарат навевает картины далекого будущего — настолько необычно он выглядит. Два крупных колеса, электрический двигатель и руль — ничего лишнего. Благодаря активной системе отслеживания положения в пространстве и рулю держать баланс и управлять аппаратом достаточно просто. Скорость и маневренность сигвеев сделали их очень популярными у молодежи и полицейских.

ГИРОСКУТЕР Младший брат сегвея. Руля у него нет вообще, баланс обеспечивается встроенными гироскопами. Он гораздо менее устойчив, чем сигвей, и освоить его существенно сложнее. Поворачивать в отсутствие руля приходится, нажимая одной ногой сильнее, чем второй. Аппарат маневренный, быстрый и компактный, зарядки хватает на день — но, увы, гироскутер очень капризен в плане дорожного покрытия. Даже по относительно ровной плитке идет неохотно.

МОНОСАЙКЛ Этот аппарат еще больше напоминает цирковой аттракцион. Он состоит из единственного большого колеса и подножек с двух сторон от него. Баланс обеспечивает система гироскопов. На одной зарядке этот аппарат может проехать от 20 до 70 километров в зависимости от модели. Моноколесо быстрое, маневренное, но неустойчивое, освоить его еще сложнее, чем гироскутер. И капризов относительно дорожного покрытия у него не меньше.

СКРУЗЕР В нем удачно сочетаются все плюсы самоката и скутера. Ездить можно как сидя, так и стоя, к тому же аппарат может перевозить и двоих сразу. Широким колесам не страшны даже самые убитые дороги. Осваивать скрузер вообще не нужно — сел, нажал кнопку и поехал.

Приятное с полезным

Главное, что объединяет все эти аппараты, от старого доброго велосипеда до футуристичногосегвея, — возможность разнообразить свою жизнь, превратив даже рутинную дорогу до работы в веселое приключение, а заодно — в весьма эффективную тренировку. Сегодня, когда даже Яндекс-роботы двигаются больше, чем офисные работники, это особенно важно.

«Поехав на работу, в магазин или в гости на велосипеде, вы за 15 минут езды в спокойном темпе сожжете 102 калории. А уж о том, как во время регулярных прогулок подтягиваются бедра и ягодицы, можно даже не говорить. Еще один модный, простой и веселый способ тренировки — самокат и скейтборд. Это только на первый взгляд детская забава, а на самом деле — серьезные тренажеры, которые все чаще рекомендуют тренеры и врачи. В отличие от бега трусцой, катание на самокате и скейте не перегружает суставы, а в отличие от езды на велосипеде — тренирует не только ноги и ягодицы, но и спину, грудные мышцы и пресс. Езда на них в среднем темпе сжигает от 350 калорий в час, так что, катаясь хотя бы дважды в неделю, уже через месяц можно ощутить реальный результат. Сигвеи, гироскутеры, моноколеса, электросамокаты, на которых, казалось бы, нужно просто стоять, — тоже отличная тренировка, ведь для того, чтобы удержать равновесие, нашему телу приходится напрягать все мышцы. В том числе и те, которые в обычной жизни используются очень редко», — поясняет спортивный реабилитолог Ольга Ярыш.

Сделав такие тренировки ежедневными, можно серьезно повысить выносливость, чувство равновесия, координацию и улучшить кровообращение. Однако при этом не стоит забывать о состоянии своих сосудов. При наличии таких симптомов, как боль, тяжесть и усталость в ногах, которые могут быть сигналом заболеваний вен, рекомендуется поддерживать венозный тонус, в том числе – с помощью современных препаратов. Например, универсальный венотоник Детрагель помогает бороться не только с неприятными симптомами варикоза, но и с синяками и гематомами, которые могут случаться с любителями активного образа жизни. А еще Детрагель удобен в применении – не оставляет следов на коже и одежде. Перед применением необходимо получить консультацию специалиста, имеются противопоказания.

Легкой вам дороги и легких ног!

Ещё?