Препараты-копии (аналоги, дженерики) занимают более 60% российского фармацевтического рынка и пользуются популярностью, в том числе, благодаря своей стоимости. Какие особенности присущи дженерикам и оригинальным препаратам, рассмотрим в настоящей статье.
Стоя у аптечного прилавка, покупатель часто не может понять, почему у одних лекарств такой высокий ценник, в то время как другие препараты с тем же действующим веществом продаются на порядок дешевле. В массовом сознании укоренилось представление, что фармацевтические компании, создающие и продающие инновационные лекарства (оригинаторы), устанавливают на них цены произвольно. Однако, люди часто не догадываются, насколько длинным и затратным может быть путь оригинального лекарства от разработки его первоначальной концепции до старта продаж. Путь, который любому дженерику преодолевать не нужно.
В среднем разработка препарата и вывод его на рынок занимают от 10 лет, но бывает, что исследования могут растянуться и на гораздо больший срок, до 20 лет. Создание лекарств относится к одному из наиболее рискованных видов бизнеса, ведь вероятность успеха здесь составляет всего 12%: именно такая доля препаратов проходит все этапы доклинических и клинических исследований и в итоге попадает к потребителю. В США средние затраты на разработку, исследования и испытания одного препарата составляют $2,6 миллиарда. Зная это, легко представить, какие средства расходует фармацевтическая компания на создание лекарств в целом. Порой неудачи даже с одним потенциально прорывным препаратом, который на стадии доклинических исследований выглядел очень перспективно, могут привести к банкротству. Собственно, всё это и формирует цены на лекарства и потому они нередко бывают высокими, особенно на оригинальные препараты, которые применяются при лечении редких специфических болезней.
Путь оригинального (референтного) лекарства к потребителю лежит через многочисленные и многолетние исследования, делящиеся на доклинические и клинические. Первые проводятся на клеточных культурах и животных, они оценивают терапевтическую эффективность (действует ли препарат) и безопасность лекарственного средства. В ходе клинических исследований препарат испытывают уже на людях, устанавливая его безопасность для человека, сравнивая его эффективность с плацебо (веществами, не имеющими явных лечебных свойств, которые используются в качестве имитации лечебного препарата), внимательно определяя побочные эффекты и нежелательные реакции, исследуя все стадии прохождения лекарства через организм от всасывания до выведения.
Процесс создания дженериков (аналогов) гораздо короче, — для производства им требуется взять готовую лекарственную формулу оригинала после истечения срока действия патента. В России для регистрации дженериков достаточно проведения исследований по биоэквивалентности или терапевтической эквивалентности (чаще выбирают первое). Исследование по биоэквивалентности определяет скорость и степень всасывания дженерика относительно референтного препарата при приеме в одинаковых дозах и лекарственных формах на основании определения их концентрации в жидкостях и тканях. Проведение других исследований, в том числе по оценке эффективности и безопасности (терапевтической эквивалентности), для регистрации дженериков не является обязательным. Поэтому препарат-копию можно выпустить по более доступной цене. Мировой рынок дженериков показывает устойчивый рост — если в 2022 году он оценивался в $343,6 миллиардов, то, по прогнозам, уже в 2028 году перевалит через $460 миллиардов.
Пациенты чаще всего выбирают препараты на основе их цены и эффективности. И если в первом вопросе дженерик может стать серьёзной альтернативой оригинальному препарату, то во втором — это не всегда удается. Например, исследование 2012 года четырёх дженериков для снижения уровня холестерина в крови показало, что только два из них соответствуют всем критериям оригинала по безопасности и эффективности. В другом исследовании при сравнении оригинального кардиологического препарата и его аналога через 12 недель у больных стабильной стенокардией в сочетании с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) была выявлена большая клиническая эффективность и лучшая переносимость именно оригинала. Таким образом, выше указанные примеры показали, что в описанных исследованиях клиническая эффективность дженериков уступала соответствующим показателям оригиналов.
В России зарегистрировано много дженериков на основе одних и тех же действующих субстанций. Например, у противовоспалительного препарата с действующим веществом диклофенак натрия в продаже более 200 дженериков. Поиск на сайте Государственного реестра лекарственных средств по названию действующего вещества «диосмин» и «гесперидин+диосмин» выдает 132 результата, а количество комбинированных дженериков на основе парацетамола и ацетилсалициловой кислоты уже перевалило за 300. Сложно представить, с каким выбором ежедневно сталкиваются практикующие врачи и фармацевты, назначающие и отпускающие эти лекарства пациентам.
Пока оригинальное лекарство защищено действующим патентом, продажа дженериков на его основе запрещена. Патент истекает в течение определенного срока (10-20 лет), после чего производители получают возможность изготавливать «копии». Если разработчики инновационных лекарств обязаны отправлять в регулирующие ведомства итоги многочисленных научных исследований, то для государственной регистрации препарата-аналога производителям дженериков достаточно провести исследования по биоэквивалентности. И здесь возникает вопрос: почему известны случаи, когда дженерики могут показывать иные параметры терапевтической эффективности и безопасности, если их производители используют те же самые действующие компоненты в тех же самых пропорциях, что и оригинаторы? Обеспечивает ли для дженерика оригинальное действующее вещество, в том же количестве, сопоставимую с оригиналом терапевтическую эффективность?
В фильме «Визит к Минотавру» по одноимённому роману братьев Вайнеров молодой скрипичный мастер Страдивари тайком от своего учителя Амати пытается снять размеры его уникальной скрипки, чтобы изготовить точную копию. Амати застаёт ученика за этим занятием и объясняет бессмысленность такого копирования, что промер скрипки скопировать можно, а лак, который дом Амати варит сто лет уже будет сложно повторить. Производители дженериков используют те же действующие вещества в тех же дозировках, что и в оригинальных препаратах, но вспомогательные вещества (включая наполнители, красители и ароматизаторы) уже могут быть другими, так как для дженериков строгих требований к наличию тех же самых химических вспомогательных соединений нет — только к активной субстанции.
Насколько важны вспомогательные вещества? Вспомогательные вещества нужны, к примеру, для того, чтобы обеспечить качественную консервацию на весь срок хранения, они могут влиять на свойства препарата — например, повышать степень всасываемости и растворения в тех или иных биологических жидкостях. И если все компоненты оригинального препарата выверены в процессе полного цикла клинических испытаний, то для вспомогательных составляющих дженериков это не всегда так. И их сочетаемость с основным действующим компонентом в ходе исследований не всегда оценивается.
Создатели оригинальных лекарств не делятся всеми «секретами скрипки» — в патенте указывается схема синтеза активного химического вещества, а все детали производства тщательно охраняются. Получить оригинальную технологию производства действующего вещества можно только после заключения лицензионного договора.
Исследования показали, что оригинальные и аналоговые препараты могут различаться, иногда существенно, как по выраженности терапевтической эффективности (к примеру, при снижении повышенного артериального давления, уровня «плохого» холестерина и т.д.), так и по количеству, а также степени проявления побочных эффектов. К сожалению, сопоставить уровень безопасности и терапевтической эффективности оригинального препарата и дженерика не всегда возможно, потому что исследования биоэквивалентности, через которые чаще всего проходят дженерики, не предполагают сравнения этих показателей.
Для дженериков проведение исследования терапевтической эквивалентности оригинальному препарату не является обязательным, а его результаты могли бы подтвердить сопоставимость эффективности и безопасности сравниваемых препаратов.
Конечно, нельзя утверждать, что все без исключения дженерики уступают оригинальным лекарствам или непременно обладают большим количеством побочных эффектов. Более того, некоторые крупные фармацевтические компании, производящие инновационные продукты собственной разработки, одновременно открывают и подразделения по выпуску так называемых бренд-дженериков. В этом случае препараты получают своеобразную защиту под маркой известного бренда, хотя, по сути, это копии лекарств других производителей.
Выбирать любой лекарственный препарат или менять уже назначенный следует только после консультации с врачом. Зная историю болезни и индивидуальные характеристики организма (возраст, пол, вес и т.д.), врач сможет ответить на важные при выборе лекарств вопросы:
Вопросы, о которых стоит задуматься самостоятельно:
Многие фармацевтические компании рассказывают о своей продукции на официальных сайтах, к которым также можно обратиться за сведениями. При выборе лекарственного средства всегда лучше проконсультироваться со специалистами.
Материал проверен АО «Сервье»
2306DM2857
19 октября 2023