Технологии

Шлем для похудения

Как виртуальная реальность помогает заниматься спортом

Автор: Валерий Романов

Виртуальную реальность (VR) изначально продвигали для геймеров: ещё с 90-х предпринимались попытки развивать её именно в таком ключе. Тогда в рекламных кампаниях VR обычно представляли как замену реальности: активная виртуальная жизнь, полная новых открытий и впечатлений, проходила в кресле в мире реальном. Сейчас же технология используется не только в гейминге, но и в образовании, туризме и других областях. Однако она всё ещё не идеальна, и не все покупатели понимают, зачем им регулярно пользоваться таким девайсом. Некоторые эксперты и вовсе считают, что на данном этапе гейминг в виртуальной реальности себя исчерпал.

Даже если это и так, находятся энтузиасты, которые открывают совершенно новое пространство для использования VR-игр, а именно: спорт. Автор Homo Sedens разыскал в Огайо американца Тима Донахэя, человека, который совершенно случайно похудел с помощью виртуальной реальности. Вдохновившись результатом, он создал VR-бизнес в фитнес-индустрии. Клиентов пока мало, но Донахэй верит в светлое будущее виртуальной реальности. Как, впрочем, и вся индустрия последние 30 лет.

И развлечение, и спорт

Перед тем как создать собственный бизнес, американец Тим Донахэй был обычным любителем видеоигр. Из-за лишнего веса и преимущественно сидячего образа жизни он был недоволен своим самочувствием, а времени или мотивации пойти заниматься в зал не было. И, к удивлению Тима, шлем виртуальной реальности, который он купил несколько лет назад, исправил его отношение к здоровью и спорту. После длительных игровых сессий Тим потел и начал замечать усталость в мышцах.

«Я играл в игры и не понимал тот уровень нагрузки, который себе давал. По сравнению с бегом или другими традиционными физическими упражнениями этот вариант был куда более приятным способом заниматься спортом»

Виртуальные развлечения довольно быстро перешли от стандартных «жать на кнопки» к попыткам создать новый, необычный опыт в рамках развлечений. Сейчас в играх, помимо шлемов виртуальной реальности, используются специальные геймпады, с которыми можно взаимодействовать, не сидя на месте, как обычно, а двигаясь, имитируя различные движения, например стрельбу из лука или удары мечом.

Когда Донахэй понял, что VR — это альтернатива спорту, он решил поставить на себе эксперимент. На протяжении пятидесяти дней Тим проводил пять «виртуальных занятий» по часу каждое: играл в те игры, которые требовали наибольшей физической нагрузки. По его словам, через пару — тройку недель он даже придумал себе «утяжеление» для большей нагрузки и стал носить специальный жилет.

«Примерно за одну — две недели до конца эксперимента я уже довольно легко мог целый час бегать, кататься на велосипеде и плавать. VR стала невероятно эффективным толчком к тому, чтобы я смог начать заниматься традиционным фитнесом»

Донахэй заверяет, что до сих пор не перешёл полностью на занятия в старом, добром спортзале и всё ещё продолжает заниматься, используя шлем виртуальной реальности. По его словам, VR даёт ему такой эффект от тренировки, который он не может полностью восполнить обычными кардиотренировками. «VR остаётся самой доступной и удобной формой физических упражнений, когда у меня нет времени или возможности идти в спортзал или если из-за погоды я не могу выйти на улицу», — рассказывает Донахэй.

Вдохновлённый результатами своего собственного опыта, он стал одним из основателей VR Fit, компании, которая учит людей, как использовать виртуальную реальность с пользой для здоровья, в том числе для поддержания физической формы. Свой офис компания расположила в спортзале в столице штата Огайо городе Колумбусе. Там, помимо стандартных для любого фитнеса тренажёров и беговых дорожек, находятся и площадки для занятий VR-фитнесом. Люди приезжают на тренировки, как и в обычный зал, но вместо штанг и гантелей они берут в руки контроллеры и надевают на голову шлем виртуальной реальности. Благодаря опции, позволяющей настроить интенсивность тренировок, подбирается оптимальная нагрузка для людей разного возраста и физических возможностей. Таким образом, использовать VR-фитнес можно как для похудения, так и для поддержания формы.

В одном из интервью Донахэй рассказывал, что легче всего находить клиентов для подобных занятий среди новичков в фитнесе, которые только купили абонемент в обычный спортзал. Он уверен, что они лучше всего реагируют на предложение попробовать что-то новое. При этом Донахэй считает, что для успеха интерфейс игр должен быть как можно более простым.

«Это частое ошибочное мнение, что ты должен быть геймером, чтобы наслаждаться VR Fit»

По словам Донахэя, VR-игры понятны на интуитивном уровне: запоминать комбинации кнопок, как в видеоиграх, не нужно, все действия производятся движениями тела. У компании пока небольшая группа клиентов, но Донахэй надеется, что рост интереса к подобному фитнесу со временем будет только усиливаться. Его мечта — чтобы виртуальная реальность стала полноценной частью спортивных занятий в разных частях света.

Помимо игровой индустрии, VR сейчас используется в образовании, строительстве, создании аттракционов и даже медицине. В американском медицинском центре The Virtual Reality Medical Center рассказали Homo Sedens, как работает специальная терапевтическая программа виртуальной реальности для людей с той или иной фобией. Пациентов принимают несколько раз в неделю. Курс лечения занимает от пяти до десяти дней. Методика проста: человек постепенно начинает привыкать к своему страху, испытывая его в минимальных дозах в виртуальной реальности. Например, страх пауков лечат постепенным привыканием к нахождению с ними в одном помещении, вплоть до спокойного ощущения их у себя на руках.

Парки вместо устройств

Донахэй не единственный, кто нашёл в VR отличную альтернативу физическим упражнениям. Американец под ником Ragesaq, с детства мечтавший об играх со шлемом виртуальной реальности, запустил свои Twitch- и YouTube-каналы, в рамках которых проводит трансляции игр с VR. Его самые популярные видео сделаны по музыкальной игре Beat Saber, в которой игрок будто бы управляет лазерным мечом, как в «Звёздных войнах». Цель игры — уничтожать красные и синие блоки в такт музыке. Для игры в Beat Saber Ragesaq скрепил с помощью специальных креплений два контроллера на металлической палочке, сделав таким образом лазерный меч с синим и красным наконечниками. За несколько месяцев он набрал более 100 тысяч подписчиков на YouTube и 15 тысяч фолловеров на Twitch.

Ragesaq постепенно совершенствовал свои навыки. Если его текущие видео вызывают удивление из-за скорости реакции и движений, то в первых роликах он довольно спокойно входит в ритм и правила игры, постепенно увеличивая скорость и сложность. Есть примеры, когда люди постарше пробуют играть в Beat Saber, и у них отлично получается. Правда, зачастую это все-таки выходит развлечением на один-два раза.

И действительно, в этом основная проблема VR: она всё ещё остаётся чем-то особенным, невостребованным у большинства, скорее, увлечением отдельных людей, которые попробовали и заинтересовались её возможностями

Загвоздка не только в стоимости оборудования, но и в том, что оно до сих пор занимает много места и требует кучу проводов для подключения и соединения между собой, пояснил Homo Sedens директор Mail.Ru Games Ventures Илья Карпинский. Не у всех достаточно свободного места в комнате, чтобы комфортно играть в экшены. Видимо, поэтому бизнес делает ставку на строительство специализированных VR-центров. В 2018 году в Дубае на втором этаже торгового центра The Dubai Mall построили первый парк виртуальной реальности площадью 7000 квадратных метров.

При этом парк сочетает в себе не только виртуальную реальность, но и дополненную (AR), а некоторые аттракционы используют сразу два этажа. Среди игр прыжки с парашютом с летящего над городом самолёта, шутер от лица Джона Уика, персонажа одноименных боевиков, а также гонки на воздушных дронах и зимние виды спорта.

VR-развлечения развиваются и в России. В московском центре современного искусства «Винзавод» открылась площадка виртуальной реальности PlatformaVR. Её представители рассказали Homo Sedens, что это первый в России интерактив подобного рода с использованием комбинации шлема виртуальной реальности HTC Vive Pro, систем дополненной реальности и интерактивных проекций. Конечно, размер игровой площадки в разы скромнее, чем в Дубае — 100 квадратных метров. Но там реализованы командные игры-квесты, где пользователи отправляются на заброшенную галактическую станцию или изучают логово серийного убийцы-отравителя в рамках расследования.

Хотя эти развлечения нельзя назвать заменой спорту, такие игры явно повышают физическую активность, в отличие от классического гейминга за компьютером или приставкой. Но и эти квесты, скорее, на один или несколько раз: стоимость посещения подобных центров составляет примерно 2000 рублей.

Будущее — за спортивной виртуальной реальностью?

Журналист Дэн Акерман пишет, что VR, может быть, и станет прорывом в технологиях, но точно не в этом поколении. «Спустя годы нагнетания хайпа и обещаний первоначальные ограничения и проблемы текущих систем VR по большей части в неизменном виде остались и в настоящее время», — замечает он. Несмотря на всю любовь к VR и на то, что он скупал все выходившие шлемы виртуальной реальности и аксессуары к ним, Акерман лишь разочаровался в них из-за большого количества ограничений, а возможностей справиться с ними пока не придумано.

Тим Донахэй, о котором мы рассказывали в самом начале, доказывает, что гейминг может оказаться не просто приятным времяпрепровождением, но и полезным занятием. Видимо, спорт — одно из направлений, в которое движется индустрия виртуальной реальности. В спортивных залах уже внедряют VR, например, на велосипедных стойках. Человек не просто крутит педали, а разъезжает по серпантину: то в гору, то с горы, то по песку, то в других экстремальных условиях.

А выходцы из Сан-Франциско сейчас и вовсе создают первый спортивный зал виртуальной реальности Black Box VR. Это уже не просто игры, которые помогают похудеть, это полноценные тренажёры. Помимо кардиотренировок, люди смогут развить мышечную массу, тягая железо, как в обычном зале.

Сейчас это совершенно новая отрасль виртуальной реальности и спрогнозировать, «зайдёт» ли она, пока сложно. Ведь всё опять будет зависеть от цены и графики игр. Но если вы готовы ко всем ограничениям и сложностям, то VR определённо поможет развить привычку заниматься спортом ежедневно в домашних условиях.

Ещё?