Культура

Жертвуя сном

Как сериалы изменили нашу жизнь

Автор: Егор Сенников
При участии:
Константина Филоненко и
Ильи Немченко

5 февраля

В декабре 2018 года Homo Sedens провёл социологическое исследование аудитории киноманов и выявил, что как минимум 14,6 % из них жертвуют сном ради просмотра сериалов. При этом 1,6 % респондентов смотрят сериалы в одном положении, не двигаясь, что, несомненно, влияет на сон и в целом на физическое состояние человека. Рассказываем, как появились сериалы, к чему может привести их продолжительный просмотр и почему они могут служить как оружием против стресса, так и его источником.

Телемарафоны

Около 60 % молодых американцев смотрят не классическое телевидение, а пользуются стриминговыми сервисами. Социологи и вовсе одним из признаков миллениала считают подписку на Netflix. В 2017 году пользователи Netflix потратили больше миллиарда часов на просмотр сериалов и фильмов.

361тысяча человек за один день посмотрела второй сезон «Очень странных дел»; похожая история происходила и с новыми сезонами «Карточного домика»

Некоторые психологи бьют тревогу из-за такого роста популярности стриминговых сервисов. Существует феномен binge-watching (на русский его название можно перевести как «телемарафон»), означающий автоматическое воспроизводство следующего эпизода, когда пользователи онлайн-кинотеатров начинают смотреть серию за серией.

Зрители, увлечённые сюжетом или неожиданным поворотом в конце эпизода, хотят немедленно узнать, что же будет дальше, а сервис даёт им эту возможность, пользуясь психологическим эффектом ожидания (некоторые называют его «эффектом „Нетфликс“»). Как с этим бороться, пока неясно. Считается, что проще всего выключить функцию автоперехода на следующий эпизод, хотя, конечно, и это не панацея.

Низкий жанр

Термин binge-watching стали использовать в 2013 году, когда Netflix начал выкладывать все серии сериалов в один день. До этого сервис работал по-другому. В 1997 году он был онлайн-видеопрокатом: подписчики могли брать в аренду фильмы, получая DVD-диски по почте. А в нулевые Netflix сменил формат и стал крупнейшим стриминговым сервисом в мире, изменив сам способ просмотра сериалов и охватив ещё большую аудиторию. Сервис подбирает рекомендации пользователям из своей библиотеки. Получив огромное количество данных о предпочтениях своих подписчиков и заработав на показах сериалов, компания сделала следующий логичный шаг: занялась производством контента и стала выкладывать сериалы сезонами, активно скупая права на показ продукции у различных теле- и кинокомпаний.

Сейчас расходы на новые сезоны могут достигать сотен миллионов долларов: бюджет 7-го сезона «Игры престолов» перевалил за 100 миллионов долларов, а первый сезон «Короны» стоил больше 130 миллионов долларов.

15 млрддолларов может потратить Netflix в 2019 году на создание нового контента

«На рынок выходят компании с огромной капитализацией. Эти корпорации могут покупать лучших режиссёров, актёров и сценаристов, привлекая к себе внимание мировой аудитории. Конкуренция за пользователя идёт очень активно», — рассказал Homo Sedens генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин

Но так было не всегда. Долгое время телевизионные сериалы считались низким жанром. Они производились быстро и носили мимолётный характер. Телестудии даже не сохраняли копии эпизодов сериалов, перезаписывая на ту же плёнку эпизоды других шоу: так происходило, например с «Доктором Кто», из-за чего до нас не дошло значительное количество эпизодов 1960-х годов.

Отношение к сериалам как к жанру начало меняться только в начале 1990-х, когда телеканал ABC рискнул и одобрил проект сериала «Твин Пикс» Дэвида Линча и Марка Фроста. Успех «Твин Пикса» доказал, что сериал может быть сделан по всем правилам художественного кинематографа и оставаться при этом популярным у массовой аудитории.

Вред и польза binge-watching

В России стриминговые сервисы пока не очень популярны, но это не мешает нам устраивать многочасовые марафоны. Homo Sedens вместе с онлайн-кинотеатром Amediateka и изданием о кино Cinemaholics провёл интернет-исследование среди 3227 любителей сериалов в основном от 20 до 30 лет.

Как часто вы смотрите сериалы?
34,3 %Скачиваю через торренты
25,9 %По подписке
22 %В соцсетях
16,9 %На сайтах
Как вы смотрите сериалы?
36,4 %Почти каждый день
30,4 %Два-три раза в неделю
22,6 %По выходным и отпускам
0,6 %Другое

Как мы видим, большая часть российских пользователей смотрят сериалы нелегально: с помощью торрентов, специализированных сайтов и соцсетей. Подписку на онлайн-кинотеатры оформляют лишь 25,9 % опрошенных. Несмотря на то, что большинство людей не пользуются Netflix, российские киноманы тоже участвуют в телемарафонах: 32,1 % опрошенных смотрят 3–6 серий за один заход, а 11,9 % могут одолеть целый сразу сезон или его половину.

Многие из опрошенных жертвуют сном ради сериалов, что может привести к снижению внимания, концентрации, работоспособности и, как следствие, появлению стресса.

Сколько эпизодов подряд вы смотрите?
51 %
32,1 %
11,9 %
По 1–2 серии за раз
По 3–6 серий за раз
Сразу полсезона—сезон
31,8 % 25,6 % 14,6 % 10,9 % 17,1 %
До полуночи До часа-двух Могу уйти далеко в ночь До десяти Другое
До которого часа вы смотрите сериалы?

На кровати больше всего людей смотрят сериалы полулёжа — 69,7 %, лёжа, переворачиваясь с боку на бок — 49,9 %, лёжа на спине — 30,8 %.

Участники опроса также отметили, что предпочитают сидеть за столом (48,3 %) и на диване (38,7 %) во время просмотра сериалов. В транспорте сериалы смотрят менее 10 % опрошенных.

Продолжительный просмотр сериалов без смены позы однозначно негативно влияет на организм, ведь человеку свойственно постоянно менять положение тела. Даже если вы регулярно ходите в спортзал, долгие часы за телемарафоном всё равно повышают риск возникновения диабета, проблем с венами (варикоза и геморроя) и заболеваний позвоночника. Но можно минимизировать вред от этой привычки: после каждой серии встать, немного походить, дойти, например, до кухни, заварить чай и начать смотреть следующую серию уже в другом положении.

1,6 %Смотрю сериалы строго в одном положении

33 %Могу смотреть целую серию в одном положении

64 %Мне нужно менять положение тела несколько раз

Смотреть сериалы можно и с непосредственной пользой для здоровья, например во время бега и занятий спортом. Правда, такой просмотр предпочитают всего 3,68 % опрошенных Homo Sedens пользователей. Среди них 50,1 % занимаются физическими упражнениями столько, сколько нужно, а серию, если она не кончилась, досматривают потом. Для 17,4 % сериалы служат мотивацией: они продолжают заниматься, пока серия не кончится.

Когда человек досматривает сериал до конца, он часто сожалеет о его окончании. Это называется ситуационной депрессией, говорит психолог Джон Майер: «В это время мы ощущаем потерю. Наша стимуляция мозга снижается, как в случае и с другими формами депрессии», — объясняет психолог.

Впрочем, ни бездумное многочасовое переключение с одного телеканала на другой (zapping), ни зависимость от компьютерных игр не приводят к серьёзным психологическим проблемам. В конце концов, продолжительный просмотр сериалов может быть и оружием против стресса: у зрителей в это время вырабатывается дофамин.

«ТВ-марафон может работать как стальная дверь, которая не даёт проникнуть в голову неприятным мыслям»

Правда, порой из-за этого смотреть сериалы хочется бесконечно. Так что здесь нужна сила воли. Кого-то телемарафоны успокаивают, а для кого-то служат источником недосыпа — во многом это зависит от способности контролировать себя.

Влияние на общество

Новый способ потребления — в любое удобное для пользователя время — быстро стал стандартом, особенно среди молодых людей. Он повлиял и на телеиндустрию. Если раньше телеканал и продюсеры определяли то, что будут смотреть зрители, сейчас пользователям сами влияют на контент: в Netflix следят за зрительским интересом и стараются предлагать новые продукты, исходя из предпочтений аудитории. Например, решение о запуске дорогостоящего сериала «Корона» было принято в том числе из-за популярности у пользователей британского сериала «Аббатство Даунтон».

Российские стриминговые сервисы пока стоят в стороне от этих процессов. Несмотря на то, что рынок наших онлайн-кинотеатров в 2017 году вырос на 70 %, до создания собственного контента им пока далеко, говорит генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Сейчас на это средств нет, но в середине 2020-х ситуация может измениться.

Будущее, вероятно, за сериалами, которые производят именно стриминговые сервисы. Опрошенные Homo Sedens киноманы перечислили самые понравившиеся им за последнее время сериалы: в лидерах оказался контент Netflix.

1Очень странные дела (Netflix)
2Маньяк (Netflix)
3Леденящие душу приключения Сабрины (Netflix)
4Острые предметы (HBO)
5Американская история ужасов (FX)
6Игра престолов (HBO)
7Рассказ служанки (Hulu)
8Мир дикого запада (HBO)

Сериальный бум и перемена в средствах получения сериалов не только меняют индустрию развлечений — они влияют на всё общество в целом. Некоторые исследователи (Сидни Ив Матрикс из Queen’s University в Канаде или Кевин Макдональд, соавтор книги The Netflix Effect) утверждают, что binge-watching — это пример новой социальной модели, в которой медиа и сериалы выступают в роли соединительной ткани общества и нового языка, помогающего взаимодействовать людям разного поколения друг с другом.

Телевидение и сериалы становятся универсальными культурными артефактами, можно даже сказать мемами, превращаясь в универсальную систему отсылок. Реклама фастфуда или газировки, отсылающая к «Игре престолов», переплетение реальной политической жизни с «Карточным домиком» и академическое изучение политических проблем на примере «Ходячих мертвецов». Сериалы становятся тем языком, на котором человечество говорит друг с другом, пересекая границы обществ, культур и стран.

Что ждёт нас в будущем? Общество диванных «овощей», словно из сериала Black Mirror? Будем ли мы круглосуточно прикованы к различным экранам, перестав выходить из дома? Кто выйдет победителем в битве за аудиторию — кинотеатры или стриминговые сервисы? Как будет бороться за своё существование классическое телевидение, перейдёт ли полностью в интернет? Вполне возможно, что в недалёком будущем YouTube займёт место глобального мирового телевидения, а онлайн-кинотеатры станут тем, чем раньше была киноиндустрия. Ждать ответа на вопрос о том, что будет в следующем сезоне, осталось не так уж долго.

Ещё?

Подпишитесь на обновления

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение e-mail рассылки.