Как сериалы изменили нашу жизнь
В декабре 2018 года Homo Sedens провёл социологическое исследование аудитории киноманов и выявил, что как минимум 14,6 % из них жертвуют сном ради просмотра сериалов. При этом 1,6 % респондентов смотрят сериалы в одном положении, не двигаясь, что, несомненно, влияет на сон и в целом на физическое состояние человека. Рассказываем, как появились сериалы, к чему может привести их продолжительный просмотр и почему они могут служить как оружием против стресса, так и его источником.
Около 60 % молодых американцев смотрят не классическое телевидение, а пользуются стриминговыми сервисами. Социологи и вовсе одним из признаков миллениала считают подписку на Netflix. В 2017 году пользователи Netflix потратили больше миллиарда часов на просмотр сериалов и фильмов.
Некоторые психологи бьют тревогу из-за такого роста популярности стриминговых сервисов. Существует феномен binge-watching (на русский его название можно перевести как «телемарафон»), означающий автоматическое воспроизводство следующего эпизода, когда пользователи онлайн-кинотеатров начинают смотреть серию за серией.
Зрители, увлечённые сюжетом или неожиданным поворотом в конце эпизода, хотят немедленно узнать, что же будет дальше, а сервис даёт им эту возможность, пользуясь психологическим эффектом ожидания (некоторые называют его «эффектом „Нетфликс“»). Как с этим бороться, пока неясно. Считается, что проще всего выключить функцию автоперехода на следующий эпизод, хотя, конечно, и это не панацея.
Термин binge-watching стали использовать в 2013 году, когда Netflix начал выкладывать все серии сериалов в один день. До этого сервис работал по-другому. В 1997 году он был онлайн-видеопрокатом: подписчики могли брать в аренду фильмы, получая DVD-диски по почте. А в нулевые Netflix сменил формат и стал крупнейшим стриминговым сервисом в мире, изменив сам способ просмотра сериалов и охватив ещё большую аудиторию. Сервис подбирает рекомендации пользователям из своей библиотеки. Получив огромное количество данных о предпочтениях своих подписчиков и заработав на показах сериалов, компания сделала следующий логичный шаг: занялась производством контента и стала выкладывать сериалы сезонами, активно скупая права на показ продукции у различных теле- и кинокомпаний.
Сейчас расходы на новые сезоны могут достигать сотен миллионов долларов: бюджет 7-го сезона «Игры престолов» перевалил за 100 миллионов долларов, а первый сезон «Короны» стоил больше 130 миллионов долларов.
«На рынок выходят компании с огромной капитализацией. Эти корпорации могут покупать лучших режиссёров, актёров и сценаристов, привлекая к себе внимание мировой аудитории. Конкуренция за пользователя идёт очень активно», — рассказал Homo Sedens генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин
Но так было не всегда. Долгое время телевизионные сериалы считались низким жанром. Они производились быстро и носили мимолётный характер. Телестудии даже не сохраняли копии эпизодов сериалов, перезаписывая на ту же плёнку эпизоды других шоу: так происходило, например с «Доктором Кто», из-за чего до нас не дошло значительное количество эпизодов 1960-х годов.
Отношение к сериалам как к жанру начало меняться только в начале 1990-х, когда телеканал ABC рискнул и одобрил проект сериала «Твин Пикс» Дэвида Линча и Марка Фроста. Успех «Твин Пикса» доказал, что сериал может быть сделан по всем правилам художественного кинематографа и оставаться при этом популярным у массовой аудитории.
В России стриминговые сервисы пока не очень популярны, но это не мешает нам устраивать многочасовые марафоны. Homo Sedens вместе с онлайн-кинотеатром Amediateka и изданием о кино Cinemaholics провёл интернет-исследование среди 3227 любителей сериалов в основном от 20 до 30 лет.
Как мы видим, большая часть российских пользователей смотрят сериалы нелегально: с помощью торрентов, специализированных сайтов и соцсетей. Подписку на онлайн-кинотеатры оформляют лишь 25,9 % опрошенных. Несмотря на то, что большинство людей не пользуются Netflix, российские киноманы тоже участвуют в телемарафонах: 32,1 % опрошенных смотрят 3–6 серий за один заход, а 11,9 % могут одолеть целый сразу сезон или его половину.
Многие из опрошенных жертвуют сном ради сериалов, что может привести к снижению внимания, концентрации, работоспособности и, как следствие, появлению стресса.
На кровати больше всего людей смотрят сериалы полулёжа — 69,7 %, лёжа, переворачиваясь с боку на бок — 49,9 %, лёжа на спине — 30,8 %.
Участники опроса также отметили, что предпочитают сидеть за столом (48,3 %) и на диване (38,7 %) во время просмотра сериалов. В транспорте сериалы смотрят менее 10 % опрошенных.
Продолжительный просмотр сериалов без смены позы однозначно негативно влияет на организм, ведь человеку свойственно постоянно менять положение тела. Даже если вы регулярно ходите в спортзал, долгие часы за телемарафоном всё равно повышают риск возникновения диабета, проблем с венами (варикоза и геморроя) и заболеваний позвоночника. Но можно минимизировать вред от этой привычки: после каждой серии встать, немного походить, дойти, например, до кухни, заварить чай и начать смотреть следующую серию уже в другом положении.
Смотреть сериалы можно и с непосредственной пользой для здоровья, например во время бега и занятий спортом. Правда, такой просмотр предпочитают всего 3,68 % опрошенных Homo Sedens пользователей. Среди них 50,1 % занимаются физическими упражнениями столько, сколько нужно, а серию, если она не кончилась, досматривают потом. Для 17,4 % сериалы служат мотивацией: они продолжают заниматься, пока серия не кончится.
Когда человек досматривает сериал до конца, он часто сожалеет о его окончании. Это называется ситуационной депрессией, говорит психолог Джон Майер: «В это время мы ощущаем потерю. Наша стимуляция мозга снижается, как в случае и с другими формами депрессии», — объясняет психолог.
Впрочем, ни бездумное многочасовое переключение с одного телеканала на другой (zapping), ни зависимость от компьютерных игр не приводят к серьёзным психологическим проблемам. В конце концов, продолжительный просмотр сериалов может быть и оружием против стресса: у зрителей в это время вырабатывается дофамин.
«ТВ-марафон может работать как стальная дверь, которая не даёт проникнуть в голову неприятным мыслям»
Правда, порой из-за этого смотреть сериалы хочется бесконечно. Так что здесь нужна сила воли. Кого-то телемарафоны успокаивают, а для кого-то служат источником недосыпа — во многом это зависит от способности контролировать себя.
Новый способ потребления — в любое удобное для пользователя время — быстро стал стандартом, особенно среди молодых людей. Он повлиял и на телеиндустрию. Если раньше телеканал и продюсеры определяли то, что будут смотреть зрители, сейчас пользователям сами влияют на контент: в Netflix следят за зрительским интересом и стараются предлагать новые продукты, исходя из предпочтений аудитории. Например, решение о запуске дорогостоящего сериала «Корона» было принято в том числе из-за популярности у пользователей британского сериала «Аббатство Даунтон».
Российские стриминговые сервисы пока стоят в стороне от этих процессов. Несмотря на то, что рынок наших онлайн-кинотеатров в 2017 году вырос на 70 %, до создания собственного контента им пока далеко, говорит генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Сейчас на это средств нет, но в середине 2020-х ситуация может измениться.
Будущее, вероятно, за сериалами, которые производят именно стриминговые сервисы. Опрошенные Homo Sedens киноманы перечислили самые понравившиеся им за последнее время сериалы: в лидерах оказался контент Netflix.
Сериальный бум и перемена в средствах получения сериалов не только меняют индустрию развлечений — они влияют на всё общество в целом. Некоторые исследователи (Сидни Ив Матрикс из Queen’s University в Канаде или Кевин Макдональд, соавтор книги The Netflix Effect) утверждают, что binge-watching — это пример новой социальной модели, в которой медиа и сериалы выступают в роли соединительной ткани общества и нового языка, помогающего взаимодействовать людям разного поколения друг с другом.
Телевидение и сериалы становятся универсальными культурными артефактами, можно даже сказать мемами, превращаясь в универсальную систему отсылок. Реклама фастфуда или газировки, отсылающая к «Игре престолов», переплетение реальной политической жизни с «Карточным домиком» и академическое изучение политических проблем на примере «Ходячих мертвецов». Сериалы становятся тем языком, на котором человечество говорит друг с другом, пересекая границы обществ, культур и стран.
Что ждёт нас в будущем? Общество диванных «овощей», словно из сериала Black Mirror? Будем ли мы круглосуточно прикованы к различным экранам, перестав выходить из дома? Кто выйдет победителем в битве за аудиторию — кинотеатры или стриминговые сервисы? Как будет бороться за своё существование классическое телевидение, перейдёт ли полностью в интернет? Вполне возможно, что в недалёком будущем YouTube займёт место глобального мирового телевидения, а онлайн-кинотеатры станут тем, чем раньше была киноиндустрия. Ждать ответа на вопрос о том, что будет в следующем сезоне, осталось не так уж долго.
6 сентября 2022